Самое известное сочинение Mаргариты носит светский характер и во многом выпадает из её литературного наследия. Это сборник из семидесяти двух новелл «Гептамерон». Произведение начинается прологом. Завязка такова : из-за проливных дождей и дорожный проишествий, десять путников оказываются в одном аббатстве и решают, чтобы разогнать скуку, каждый день рассказывать различные истории. В течении семи дней, организованных вокруг семи тем, персонажи рассказывают семьдесят историй (по десять в день + две истории восьмого дня). Все чередуется: рассказчики и рассказчицы, веселые и грустные истории, длинные и короткие рассказы: У каждого из пяти дворян и пяти дворянок различное миропонимание: так, один защищает свободную любовь, другой - права человека, третий - куртуазность... Такое многообразие мнений позволяет, в конце каждой новеллы, начать дискуссию, в которой каждый может свободно высказать свою точку зрения.
Принято считать, что прототипы рассказчиков - близкие Маргариты: Генрих д'Альбре (Иркан), её мать Луиза
Савойская (Уазиль), а саму себя писательница, возможно, запечатлела в образе Парламанты. Но это лишь одна из имеющихся трактовок системы образов обрамления "Гептамерона". Необычный и веселый, сборник - появившийся без имени автора - пользуется огромным успехом у придворных, которым он и предназначался. Маргарита достоверно и проницательно описала нравы высшего общества своего времени, отстаивая в то же время гуманистический идеал человеческой личности. При всем разнообразии сюжетов основное место в "Гептамероне" занимают любовные истории, часто трагические.
Сборник написан под влиянием "Декамерона" Боккаччо, это тоже сборник достаточно фривольных новелл, но он написан образованной аристократкой, женщиной, католичкой, находящийся под влиянием неоплатонизма и кальвинизма. И написан он не во время позднего французского Ренессанса.
Содержание
1. Первый день : О том, какие проделки совершали женщины, чтобы обмануть мужчин, и мужчины - чтобы обмануть женщин.
2. День второй : О том, что каждому пришло на ум.
3. День третий : О дамах, которые искали только добродетельной любви, и о лицемерии и коварстве монахов.
4. День четвертый : О добродетели и терпении дам, способных долгое время ожидать, и о благоразумии, которое проявляли мужья в отношении жен.
5. День пятый : О добродетели девушек и женщин, которые честь свою ставят выше, чем наслаждение, о тех, кто поступает как раз наоборот, и о простодушии некоторых иных.
6. День шестой : О том, как мужчины обманывают женщин, женщины - мужчин и женщины - женщин, подстрекаемые скупостью, коварством и жаждой мести.
7. День седьмой : О тех, кто поступал так, как ему не следовало поступать, и делал то, чего не хотел делать.
8. День восьмой : О самых великих безумствах и о подлинных происшествиях, услышать о которых полезно
Читать